Концепция мемориального комплекса на территории концентрационного лагеря Аушвиц II (Освенцим)

Main 5

Архитекторы: Михаил Крымов, Алексей Горяинов, Илья Лапин, Ирина Кочук

Проектирование: 2015 г.

 

Общая идея

70-летие со дня освобождения Освенцима это повод еще раз задуматься о тех событиях и об их значении для современного общества.

Освенцим (Аушвиц) – это синоним величайшего в истории человечества зла. Произошедшее настолько чудовищно, что не укладывается в голове обычного человека.

К этой дате приурочен архитектурный конкурс на концепцию мемориально-культурного центра в Освенциме. Однако, конкурс нацелен больше на создание локального community center с мастерскими, аудиториями и театром, расположенного в центре города, далеко от лагеря Аушвиц 2, ставшего эпицентром событий. Такой центр конечно, нужен городу, но на наш взгляд есть гораздо более важные для человечества задачи, которые должны быть решены  в этом исключительном месте. Мы поняли необходимость полного переосмысления ситуации и разработали проект такого комплекса, который на самом деле необходим на этом месте.

Цель нашего проекта – абсолютно по-новому взглянуть на то, ради чего создаются подобные мемориальные комплексы и музеи. Мы хотим создать место, где будет происходить профилактическое лечение от зла, которое есть в каждом человеке, а не просто экспонирование материалов. Используемые сейчас в музеях и мемориальных центрах средства на наш взгляд недостаточно эффективны, так как не акцентируют внимание на главном вопросе: как самый обычный человек может превратиться в палача или оказаться причастным к подобным преступлениям.  Сейчас везде посетителю предлагается почувствовать себя в роли жертвы. Но жертвы не выбирают свою участь, они не виноваты в ней, тогда как палачами или пособниками зла становятся добровольно. Поэтому посетив подобный комплекс человек должен получить действенную прививку от зла.

То, что 75-80% людей нуждаются в такой терапии и прививке убедительно подтверждают послевоенные научные исследования человеческого конформизма, подчинению авторитетам и склонности к жестокости. В их числе нужно сказать об эксперименте Милгрема, в котором 87,5% испытуемых «убивали» жертву, подчиняясь авторитету ученого, подавая ток до 450 вольт. В эксперименте Аша 75% испытуемых соглашались с заведомо ошибочным мнением большинства. В Стенфордском тюремном эксперименте студенты в роли охранников уже через 2 дня стали проявлять садистские наклонности благодаря своей роли. Эти эксперименты были повторены в разных странах и неопровержимо доказали универсальность результатов: 75% людей готовы выполнить самые ужасные приказы. Именно снижение этой цифры, прививка к приятию зла и подчинению ему должно стать основной миссией этого музейно-мемориального комплекса.

 

Концепция мемориального комплекса

Чтобы что-то изменить в людях, в их природе, надо вызвать у них сильные эмоции, заставить  их пережить ситуацию, в которой оказались палачи и их жертвы. Поэтому мемориал должен быть расположен в непосредственной близости с лагерем Аушвиц II. При этом он не должен как-либо существенно повлиять на общий вид лагеря.

Мы видим решение в размещении основной части комплекса под землей, вытянув его на 400 м. вдоль главной ограды лагеря, за дорогой. Вход в комплекс расположен вблизи от главного входа на территорию лагеря.

Мы делим комплекс на две основные части:

«Путь палача» (подземная) и «Галерея памяти» (надземная).

Подземная часть – это длинный бетонный коридор с экспозицией.

Цель этой экспозиции – показать как легко и незаметно любой человек может стать палачом или частью великого зла. Поэтому в подземную часть ведет длинный плавный спуск. В экспозиции последовательно демонстрируются этапы жизни обычных людей, которые в итоге приводят к участию в грандиозном преступлении. Сначала мы видим обычные кадры нормальной семейной жизни, обычные красивые дома с цветниками и т.п. Затем различные документы фиксируют как человек шаг за шагом движется к финалу, не понимая того, где находится точка невозврата. В конце экспозиции мы видим уже готовых палачей и результат их деятельности. В процессе просмотра экспозиции посетитель проходит ряд простых тестов, составленных профессиональными психологами, которые не содержат прямых намеков на их суть и в результате показывают людям, насколько легко ими манипулировать и как легко их сбить с пути.

Также он знакомится с известными упомянутыми выше экспериментами Милгрема, Аша, Стенфордским тюремным экспериментом.

После этого посетитель попадает в большое помещение, цель которого – показать к чему приводит неправильный выбор и дать представление о масштабе трагедии , произошедшей в этом лагере смерти. Это пустое помещение, в центре которого стоит  стеклянный куб 6х6х6 метров, полностью заполненный мобильными телефонами. Такой куб вмещает примерно полтора миллиона телефонов, что наглядно демонстрирует эту цифру. Современные телефоны выбраны для того, чтобы заставить человека почувствовать, что подобное может произойти и сейчас с любым из нас, что зло не является пережитком прошлого. Стены этого помещения полностью покрыты зеркальным стеклом, благодаря чему отражения куба формируют бесконечное поле таких кубов, символизируя масштабы подобных преступлений в нашем мире.

Дальше посетитель поднимается по пандусу вокруг куба, расположенному за зеркальной стеной и в процессе видит куб через зеркальное стекло. Нигде в подземной части нет естественного освещения с улицы, но поднимаясь по пандусу, посетитель постепенно выходит на поверхность, в стеклянную галерею. Он оказывается напротив дальних бараков и может, наконец, осознать что всё о чем ему рассказали под землей – это страшная реальность. Идя по галерее, он идет мимо бесконечных бараков, в которых содержались сотни тысяч реальных людей. Это галерея памяти жертв. Здесь прямо на стекле расположены списки и фотографии тех, о ком сохранились записи, а также нарисованы бесконечные силуэты символизирующие всех жертв. Такие силуэты, даже имея высоту всего 3 см, создадут линию длиной 22.5 км или заполнят всю плоскость стены галереи высотой 3м и длиной 300 м. Пока посетитель идет по галерее, к нему приходит окончательное осознание произошедшего.

Обе части комплекса намеренно выполнены очень протяженными. Это во-первых концентрирует внимание на последовательных частях экспозиции так как весь мемориал – это путь, по которому должен пройти человек, чтобы получить прививку против зла. Во-вторых это соответствует всей структуре лагеря, который был по сути конвейером для непрерывного уничтожения людей.

Пройдя всю галерею, посетитель выходит к главным воротам лагеря, откуда  он может продолжить осмотр уже непосредственно на территории.

 

Черный зал

Отдельно надо сказать о части, посвященной зверствам палачей. Большинство музеев стараются как можно нагляднее продемонстрировать весь ужас событий с помощью страшных кадров кино и фотохроники, запечатлевших жертв лагерей смерти. Это в корне неправильно, потому что возникающее отвращение не позволит увидеть в разлагающихся трупах таких же людей как мы и человек постарается избежать этого зрелища и абстрагироваться от ситуации.

Но ведь наша цель не демонстрация того во что превращаются люди уже после чудовищной смерти, а дать понять, что каждый попавший в лагерь человек – это такой же живой человек, такая же личность, как и тот, кто посетил мемориал. Страшно не то, как выглядят эти фотодокументы, а то, что миллионы живых людей, в первую очередь женщин, детей и стариков, были методично уничтожены на конвейере, специально для этого созданном.  Поэтому мы отводим отдельное помещение для подобных фото-кинодокументов, которое расположено особняком, за кубом с телефонами. На входе посетителя предупреждают о содержании экспозиции, чтобы он мог сознательно принять решение о том, стоит ли ее посещать. Такое решение позволит увеличить количество посетителей  школьного возраста, которые сейчас не являются частыми посетителями таких комплексов по описанным выше причинам.

 

  • Preview 5
  • Preview 9
  • Preview 8
  • Preview 7
  • Preview 6
  • Preview 4
  • Preview 3
  • Preview 2
  • Preview 1